ЦБ представил критерии мошеннических транзакций

Центральный Банк Российской Федерации опубликовал на своем сайте новость и ссылку на сформированные им признаки, руководствуясь которыми кредитные организации могут блокировать переводы, снятие наличных и покупки с помощью банковских карт на срок до двух суток, в случае если возникли подозрения участия в операции мошенников.
Причины для блокировок могут быть три:
Первая – если организация или физическое лицо, на счет которого должны поступить денежные средства в результате успешной транзакции, уже находится в черном списке регулятора. Напомним, с сентября этого года, по указу ЦБ, кредитные организации должны были начать собирать сведения о т.н. дропперах – физических и юридических лицах, которые занимаются хищениями и проведением мошеннических операций, и передавать их в единую базу Центрального Банка. Можно полагать, что полученная база получилась достаточно объемной, раз такая причина уже опубликована в общем списке причин для признания операции сомнительной, несмотря на тот факт, что с начала формирования списка прошло всего около месяца.
Вторая причина – если операция проводится с участием устройства, которое было замешано в других мошеннических схемах и также состоит в базе ЦБ.
Третья причина – «нетипичное поведение» клиента банка. По сути это не одна причина, а их совокупность, каждый элемент которой может послужить поводом для инициализации проверки на наличие и других сомнительных моментов. Как это должно работать: например, владелец карты проживает, допустим, в Самаре, а запрос на снятие наличных происходит в Амстердаме. Тогда банк может проверить, не сильно ли отличается в большую сторону сумма снятия по сравнению со средними снятиями в предыдущий период. Или, скажем, вдруг, несмотря на то, что последняя покупка по карте клиента проводилась из Самары, а через час пришел уже новый запрос на снятие в Амстердаме.

Какие операции могут быть по мнению ЦБ сомнительными:
1) сумма запроса транзакции значительно превышает обычные траты клиента;
2) большое количество операций в течение короткого периода времени (опять же по сравнению с регулярными для владельца карты или счета);
3) необычное место проведения операции (см. пример выше про Самару и Амстердам);
4) операция проводится с устройства, с которого до этого клиент не проводил никаких покупок или других транзакций. К примеру, у владельца карты было установлено на смартфон онлайн-приложение банка, через которое регулярно совершались покупки товаров и услуг. Новый же запрос на транзакцию пришел уже с другой модели телефона или планшета.
Возможность блокировки банки имели и ранее, однако теперь причины имеют более конкретизированный формат, что в теории должно снизить количество ложных блокировок карт и счетов.
Источник:
статья: http://www.cbr.ru/Press/event/?id=2126
документ: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/47786/priznaki_20180928.pdf
#Мошенничество #банки #мошенники #законодательство #финансовыйрегулятор